Если не у ваших родителей, то у ваших бабушек-дедушек точно, на стене висел хоть один лурик – раскрашенная анилиновыми красками семейная фотография. Не ней могли быть ваши родичи с вами или с вашими родителями, когда они были младенцами.
А может и ваш папа или дедушка во время командировки в Москву.
Фото Бориса Михайлова из серии “Лурики”.
Я знаю одного лурьёвщика – и многие мои друзья его тоже знают. Как все великие мастера, он теперь живёт в Америке.
Да, если вы не поняли, лурьёвщики это фотографы или художники, которые занимались раскрашиванием чёрно-белых фотографий в СССР в пятидесятые-семидесятые годы. Да, да, даже в 1970-е годы в России такие услуги пользовались большим спросом и фотомастера зарабатывали неплохие деньги.
Не такие, конечно, как заработал один украинский фотограф, который продал на аукционе в Лондоне свой лурик с двумя матросами и Мишкой за 20 тысяч фунтов стерлингов. Я имею в виду гениального фотомастера Бориса Андреевича Михайлова, который является лауреатом престижной международной премии “Хассельблад” за свои супер-реалистичные фотографии, охватывающие длительный период, начиная со времён СССР до пост-советской Украины.
Фото Бориса Михайлова из серии “Лурики”.
Раскрашиванием чёрно-белых фотографий начали заниматься сразу же после того, как появились первые фотографии.
И это раскрашивание продолжалось вплоть до появления цветной фотографии.
Любила раскрашивать семейные фотографии и Великая Княжна Мария, дочь последнего российского государя Николая II. Вот одна из её работ: папа-царь.
Фото из архивов царской семьи. 1915 или 1916 год.
Я не являюсь историком фотографии и когда что появилось вы можете найти сами, Гугл вам в помощь.
Но я точно знаю, что и чёрно-белая фотография и фотоработы, раскрашенные вручную, продолжают оставаться популярными видами фотоискусства. Творчество не знает границ – ни в пространстве, ни во времени.
И вот ещё один пример, уже совсем близкого к нам времени. Фотохудожник из Каира, который в настоящее время живёт в Нью-Йорке, создал целую серию портретов известных людей, использовав технику ручного окрашивания серебряно-желатиновых отпечатков.
Rossy de Palma, Madrid 2002, by Youssef Nabil. Used with the author’s permission.
На этой фотографии замечательного фотографа Юссефа Набиля изображена выдающаяся испанская актриса Росси де Пальма. Снимок сделан в Мадриде в 2002 году. Здесь можно посмотреть другие работы этого мастера.
Короче, лурик, таким как его помогал создавать в молодости мой друг и коллега Саша Мурса, сделал очередную спираль и превратился в технику высокого искусства.
Alexander Mursa:
Саша, это не я! Точнее — не совсем я. Я был в «луриковом» бизнесе некоторое время, но фотографии сам не раскрашивал. Мы с сокурсником ездили по Подмосковью, стучались в квартиры, показывали раскрашенный образец и спрашивали: не желаете ли такую красоту? Если люди желали, то мы брали у них фотографию и записывали на обратной стороне адрес. Платить сразу ничего не надо было, лурик люди получали почтой, наложенным платежом. За день могли обойти до ста квартир. Отдавали фотки посреднику. Он платил нам по рублю за фотку. 100 рублей для студента было очень даже не плохо. Сколько стоил лурик заказчику не знаю. Вот такой был подпольный бизнес. Могли и загреметь — на дворе был СССР, 1981 год.