Мы можем судить о том, как выглядел Иисус Христос только по средневековым картинам и средневековым же книгам, как самым ранним источникам о Сыне Божьем.
Но художники и авторы того времени сами не знали, как он выглядел. Поэтому описывали его так, как бог на душу положит.
Русский художник Александр Андреевич Иванов в середине XIX века создал такой образ в своём монументальном полотне “Явление Христа народу”.
А вот современный историк Джоан Тэйлор всю свою жизнь изучала хронику жизни Иисуса из Назарета и пришла к следующему выводу, который изложен в её недавно опубликованной книге, которая так и называется “Как выглядел Иисус Христос?”, а именно, что был он относительно небольшого роста, примерно 166 см, плотного мускулистого телосложения, с темными короткими волосами, кареглазый и со смуглой кожей.
Короче, выглядел галилеянин как типичный представитель Среднего Востока. А если ещё точнее, как иракский еврей, так пишет Тэйлор в своей книге.
Имхо, очень существенное замечание для тех, кто был в Ираке и видел местных евреев.
Новое описание внешнего вида Мессии, которое сделала Тэйлор, более-менее повторяет тот портрет, который был представлен в журнале Popular Mechanics в 2002 году. Единственное, мне кажется, что популярные механики не подумали, как такой человек будет учить жизни своих учеников с такой неприглядной причёской и неухоженной бородой.
Я уверен, что Спаситель имел более презентабельный вид. Хоть и был он похож на выходца из Среднего Востока, но положение обязывало. Со мной не согласен Исая (53:2), который писал: “… нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.”
Собственно, на фото от Popular Mechanics мы видим портрет Доброго Пастыря, каким его увидели британские учёные (да-да, они самые) и израильские археологи. А их видение реализовал в красках художник по заказу популярных механиков.
В Библии, кстати, нигде нет подробного описания внешнего облика Агнца Божьего, кроме Откровений Иоанна Богослова (1:14) – “и волосы белы, как белая во́лна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи”. Иными словами волосы у него были типа белой шерсти, а ноги цвета калёной меди, т.е. сильно забронзовевшие. Про очи ничего не скажу, но такие глаза, как описывает Иоанн, больше ассоциируются с другим известным персонажем с не самой лучшей репутацией среди небожителей.
Любое другое описание внешности Заступника относится к более поздним источникам, многие из который представляли его как высокого и симпатичного господина с длинными светлыми волосами.
Часто – с голубыми глазами. Вылитый ариец. Для примера смотрите заглавную фотографию статьи. Эта фотография, кстати, часто загружается с бесплатных фотосайтов, чтобы служить обоями на рабочем столе компьютера. Так и создаётся в мозгу определенное представление о Боге сильном и могущественном.
Эфиопские иконописцы никогда с этим не были согласны и изображали Богочеловека по-своему.
И взрослого…
И в младенчестве, как этой на эфиопской иконе XV века.
Не знаю, как вам, но мне больше всего нравится вот этот образ Сына Человеческого.
Но вариантов много – на любой вкус.
В шестидесятые годы появился такой образ чернокожего Царя Иудейского. Картина неизвестного художника.
Возвращаясь к Откровениям Иоанна Богослова, где говорится о белых волосах Первого и Последнего aka Альфа и Омега, можно предположить, что он был больше похож на Моргана Фримана, который был главным рассказчиком в документальной истории о Боге на канале National Geographic. Совпадение? Не думаю!
Тут и волосы и цвет кожи совпадают с коротким библейским описанием. Бинго!
Если же предположить, что Помазанник Божий был светлокожий (и только ноги его были загорелые, так как носил шлёпанцы без носков), то получится вот такой облик.
Уверен, что следующий образ Распятого споров о его внешности не вызовет.
BBC, в свою очередь, представляет, что Христос выглядел вот так:
PS. В новой постановке рок-оперы “Jesus Christ Superstar” Эндрю Уэббера и Тима Райса главные роли – Иисуса и Иуды – исполняют чернокожие певцы Джон Ледженд и Брэндон Виктор Диксон.